Что они о нас подумают?

Конституцией РФ (ст. 51) предусмотрено право лиц не свидетельствовать против себя и своих близких родственников. Данная норма является фундаментальной в вопросе защиты каждого своих прав и законных интересов.

Что же позволяет данная норма? Как минимум, не отвечать на вопросы правоохранительных органов, тем самым, не ухудшить свое положение необдуманными показаниями/объяснениями которые в дальнейшем могут быть опровергнуты или искажены.

Когда можно воспользоваться данным правом? Воспользоваться данным правом можно в любой ситуации, когда существует необходимость отвечать на вопросы правоохранительных органов, независимо от процессуального статуса. Необходимо понимать, что любые показания лица о каких-либо событиях будут, в том числе показаниями об участии в той или иной степени самого лица в этих событиях, т.е., о самом лице, давшем показания.

Хочется обратить внимание на ряд заблуждений, сопряжённых с использованием данного права, которые встречались нам на практике. Например, существует мнение, что использование описанного выше права создаст у сотрудников правоохранительных органов впечатление, что лицу известны обстоятельства, которые оно желает скрыть. Да и сами правоохранители порой используют данное заблуждение для давления: «Пользуетесь пятьдесят первой? Честному человеку скрывать нечего!» Кроме того, лицам, столкнувшимся с правоохранительными органами кажется, что от того, насколько они «понравятся» сотруднику правоохранительных органов зависит их дальнейшая судьба: не будет применена та или иная мера пресечения, не последует обвинение и т.д.

Несомненно, при взаимодействии с правоохранительными органами необходимо быть вежливыми, без надобности не вступать в конфликт. Вместе с тем, очевидно, что использование конституционного права не должно негативно восприниматься сотрудниками правоохранительных органов, призванными защищать права и законные интересы лиц. Сами правоохранительные органы обязаны руководствоваться нормами Конституции РФ. Более того, бремя доказывания совершения лицом противоправных действий лежит на правоохранительных органах. Кроме мнения, что лицу есть что скрывать, будет необходимо представить соответствующие доказательства. В большинстве случаев выстроить доказательства обвинения гораздо сложнее, чем их опровергнуть. На наш взгляд логичнее предоставить возможность правоохранительным органам самостоятельно доказать обвинение (иные претензии), после чего, подготовившись, представить свою версию и доказательства, опровергающие позиции правоохранителей, чем преждевременными показаниями предоставить возможность правоохранительным органам опровергать их. К сожалению, на практике мы неоднократно сталкивались с ситуацией, когда лицо на ранних этапах уголовного преследования дало показания, затем правоохранительные органы занимались не построением доказательств обвинения, а опровержением изложенной в таких показаниях версии событий, изобличая лицо якобы во лжи, тем самым подкрепляя версию обвинения. По сути, использовалась формула: «Он врет, значит позиция обвинения верная!»

Возвращаясь к вопросу отношения правоохранителей к праву, предусмотренному статьей 51 Конституции РФ, необходимо сказать, что положительных эмоций не вызывают и показания, идущие вразрез с их позицией/версией. Строго говоря, им понравятся только признательные показания или изобличающие показания, соответствующие их позиции.

Кроме того, если у правоохранительных органов имеются основания к подозрению/обвинению лица, а также к избранию меры пресечения, то совершение соответствующих процессуальных действий будет их обязанностью. С другой стороны, не совершение подобных действий может образовывать нарушения и даже преступления в действиях самих правоохранительных органов. Наивно полагать, что обвинение при наличии оснований не будет предъявлено лицу из добрых чувств сотрудника правоохранительных органов, вызванного согласием лица давать показания.